Добрый день, уважаемый Читатель! Вот мы и подошли к началу истории, к которой мы так скромно добирались две главы подряд: 1 глава: http://wrestlinghavoc.ru/index2.php?id=5056 2 глава: http://wrestlinghavoc.ru/index2.php?id=5370=5056
Глава №3. Про первое знакомство с рестлингом и про еще более далекое прошлое
Я родился в 1980 году, в некогда великой державе, под названием СССР. В то время страной еще правил Леонид Ильич Брежнев - легендарный генсек и герой народных анекдотов. К сожалению, в моей памяти период его правления никак не запомнился, поскольку уже через два года после моего рождения товарищ Ильич из-за возраста и болезней переехал на ПМЖ под Кремлевскую стену. Пришедшие ему на замену товарищи Андропов, а затем и Черненко, на престоле продержались совсем уж недолго, и вскоре друг за другом отправились изучать траву снизу вслед за Ильичом.
А потом руководителем СССР был назначен изобретательный помощник комбайнера Михаил Сергеевич Горбачев. Это случилось в 1985 году, и вот тогда понеслось! Став новым правителем , г-н Сергеевич внедрил в СССР такие новомодные штуки, как перестройка, гласность, демократия, а взамен подарил жителям страны кости на прилавках, дефицит, талоны на питание, путч и прочие прелести, в итоге развалившие мега державу на составные фрагменты.
Пустые полки – главное украшение советских магазинов конца 80-х
Одним их первых звоночков правления свежеиспеченного господина Сергеевича, стало активное внедрение на советское ТВ «западных» сюжетов, в которых нашему зрителю начали показывать, как живут за бугром проклятые капиталисты. Как выяснилось, живут они, гады, неплохо.
Помню, как я, пятилетний пацан, посмотрев одну такую зарисовку, испытал совсем недетскую зависть к двум киндерам, играющим в войну прямо в зале какого-то гипермаркета. Полки были уставлены сотнями, а может, и тысячами игрушек, а эти два мелких упырька бегали между ними и вовсю «стреляли» друг в друга из навороченных игрушечных автоматов.
А вот наша промышленность в то же время могла предложить советскому ребенку военные игрушки следующих типов: - пластмассовую саблю красноармейца; - желтый и опять же пластмассовый пистолет, стреляющий присосками; - железный наган с пистонами, которые стреляли в одном из пяти случаев; - набор юного богатыря, состоявший из серого щита, серого меча и, как несложно догадаться, серого шлема. Материал - снова пластмасса, размер шапки– един на всю страну.
Были, конечно, и более продвинутые версии вооружений – например, пистолет, стреляющий микро-дисками или автомат Калашникова, издающий звук стрельбы при нажатии на курок. Наверняка советская командная экономика предлагала отечественному ребенку еще какие-то крутые девайсы, но я в своем детстве таких не помню.
Пистолет, стреляющий дисками. Завидуй, современный школьник!
А вообще, дорогой читатель, если ты не родился в середине 70-х или начале 80-х годов, то ты меня вряд ли поймешь. Поэтому давай вернемся к нашим «ТВ-баранам».
Так вот, именно среди одного из таких буржуазно-направленных репортажей, я впервые и увидел рестлинг. Вот как мне это запомнилось: Захожу я, мальчуган пятилетний, в зал, где у нас стоял телек. Между прочим, ламповый и цветной, качественных размеров и габаритов, не чета всем этим вашим плазмам и LCD. И вдруг вижу на экране удивительно-ужасающую картину: ринг, похожий на боксерский, а на нем дикого вида дядька в красном трико бьет худощавого парнишку. И не просто бьет, а реально рвет на лоскутки и тряпочки – лупит куда ни попадя руками, ногами и головой, добивает коленями и локтями, а еще, кажется, душит стальной цепью.
Я понял, что стал свидетелем настоящего смертоубийства, и просто впал в шоковое состояние. Я и предположить не мог, что люди могут так издеваться над другими людьми. Это было просто ужасно. Но что меня особенно поразило в том репортаже – это зрители. Зверство на ринге происходило перед гигантской толпой народу, но никто из этих людей не выбежал на ринг, чтоб помочь избиваемому бедолаге. Наоборот, они свистели, кричали, вопили дурными голосами и вообще вели себя как скоты.
Я не смог смотреть этот ужас дальше и отвернулся, чтобы не видеть , как то бородатое чудовище убьет ни в чем не повинного спортсмена. Пока я стоял с закрытыми глазами, не помню кто – или телевизионный комментатор, или кто-то из моих родных, впервые произнес то страшное слово - «КЕТЧ».
Когда я снова осмелился взглянуть в телевизор, лысый монстр-убийца уже что-то орал в экран, размахивая цепями, а ринг был пуст. «Наверное, унесли парня» - слезливо подумал я и от всей души пожелал, чтобы этот человек выжил. Я понимал, что после таких избиений и травм он вряд ли оклемается, но так хотелось верить!
В-общем, для меня тот самый сюжет стал одним из самых ярких детских кошмаров, а слово «Кетч» надолго зафиксировалось в голове как синоним слова «убийство».
...Забегая в далекое будущее, скажу, что спустя годы я опознал того убийцу. Не берусь утверждать стопроцентно (все-таки прошло столько лет), но красное трико, лысая голова с дикими глазами, контрастная борода, и цепи – все это указывает на одну из самых страшных и узнаваемых суперзвезд рестлинга 60-80-х годов.
Джим Ореал Перрас, более известный как «Русский Медведь» Иван Колов (Ivan Koloff).
Этот борец начал свою карьеру в далеком 1961 году, и уже через шесть лет, стал топовым рестлером и символом «красной угрозы» на рингах США. Зрители его ненавидели и боялись, а он в ответ с каждым разом злил их еще больше, собирая знатный урожай чемпионских поясов и побеждая именитых любимцев американской публики. Например, прерванное чемпионство великого Бруно Саммартино. Этот спортсмен держал титул Чемпиона WWWF СЕМЬ (вы вдумайтесь в эту цифру!), целых СЕМЬ лет. Тут даже мистер Хоган рядом не валялся. И вот 18 января 1971 года еоспоримый чемпион проигрывает титул «проклятому коммунисту». И где? Да, друзья, в Мэдисон Сквер Гарден, Нью-Йорк!
Я, конечно, не был свидетелем того, что творилось после этого в зале, но могу предположить теореически, учитывая следующие факторы:
А) Берем популярнейшего Чемпиона, в которого верят и любят. Семилетнее Чемпионство будет дополнительным плюсом; Б) Поскольку этот Чемпион - итальянского происхождения, то устраиваем ему бой в Нью-Йорке (там самая сильная итальянская диаспора), и на самой главной спортивно-развлекательной арене: Мэдисон Сквер Гарден; В) Его противником будет представитель СССР – борец из Империи Зла, антипода США, и стало быть, самого ненавистного человека для американской публики. После грамотной раскрутки боя против него придет болеть не только итальянская диаспора, но и все патриотично настроенные американцы. Благо все они отлично помнят Карибский Кризис и Никиту Сергеевича, постукивающего башмаком по трибуне и обещающего показать всем Кузькину мать; Г) На глазах у всех этих, искренне переживающих за свою державу людей, Бруно сливает пояс Чемпиона; Д) ... Е) PROFIT!
Схема для букинга того времени, была беспроигрышной. А учитывая, что в Колова после его победы, кто-то из особо рьяных зрителей даже метнул нож (!) - она сработала на 300%.
Так что, несмотря на то, что, никаким русским Иван-Джим не был, советский гиммик «выстрелил», и публика съела его, не поперхнувшись. А поскольку рестлинг является в Штатах не только спортом, но и шоу-бизнесом, то в целях наживы, по всем территориям, очень скоро стали пачками плодиться «советские» рестлеры. Причем эта тенденция оказалась настолько заразной, что даже сейчас, спустя 20 лет после развала СССР, некоторые рестлеры в США продолжают эксплуатировать эту тему. Хотя, конечно, не так продуктивно, как в 70/80-е годы.
А теперь, друг-Читатель, я объясню, почему я так углубился в эти временные дебри. В то время, когда Колов и его клоны бесили публику своими гиммиком адского коммуниста, по другую сторону мира, наша машина пропаганды тоже не дремала. Но поскольку в СССР рулила командная экономика, то никакого шоу-бизнеса и профессионального спорта у нас быть не могло. Соответственно, ЦК КПСС, внедряло другую тактику, вырабатывая среди нашего населения ген презрения и ненависти ко всему буржуазному. Плюнуть в рожу всему это профессиональному спорту мы должны были всегда и по любому поводу, потому что они наши идеологические противники и вообще буржуи. В 1970 году, когда Колов уже вовсю громил американских рестлеров, в Советском Союзе известный детский писатель Георгий Юрмин, он же Юрий Альфредович Менакер (1923-2007), выпустил очень занимательную спортивную энциклопедию под названием «От «А» до «Я» по стране спорта. Какая ты, Спортландия?»
Корешок той самой книги
Книжка предназначалась для ребят младшего и среднего школьного возраста, и была написана простым, доступным языком. Еще там было много фотографий и иллюстраций, и хоть материал и подавался с поправкой на идеологию, все равно книга была крута. Вот как я с ней познакомился: …Сидел я один в своей комнате, и вдруг захотелось мне полистать какую-нибудь книжку с картинками. Без картинок для пятилетнего ребенка, сами понимаете, смотреть было неинтересно, хотя читать я тогда уже умел. Добравшись до книжного шкафа, я заприметил большую книженцию, на которой крупно было написано «Какая ты, Спортландия?».
Кроме того, она стояла на нижней полке и ближе всего ко мне, так что ее учесть была предопределена. Добыв заветный фолиант, я забрался на диван, и углубился в его изучение. Книжка мне очень понравилась. В ней было много картинок, а еще там все виды спорта шли в алфавитном порядке. Листая страницу за страницей, я непроизвольно начал повторять букварь. Вот, например, буква «А» - «Альпинизм», «Автомобильный спорт»… А вот «Б» - «Бег», «Бокс»… Увлекшись красочными фотографиями, я постепенно дошел до буквы «П», и между «Подводным плаванием» и «Прыжками в воду», наткнулся на «Профессиональный спорт».
Книга «Какая ты, Спортландия?». Обложка и та самая часть оглавления о профессиональном спорте. Фото с ресурса read.ru
Первое, что бросилось в глаза – оформление страницы. Иллюстрацией, характеризующий профессиональный спорт, был жуткого вида рисованный коллаж. Там были: горящая гоночная машина, понурый американский футболист и лыжник, почему-то падающий в пропасть. Видимо, это был спортсмен из профессиональной федерации лыжников, где бьются за победу до смерти, не щадя палок и парафина. Заинтересованный такой брутальностью, явно не вписывающейся в формат книги, я решил прочесть, что там написано. Начиналась глава такими словами: «Как то приснился мне страшный сон. Будто продали лучшего нападающего моей любимой футбольной команды. За деньги! Вы понимаете, человека - за деньги! Как лошадь! Как раба!*» Ну и дальше, в таком же духе. Живописно и страшно.
А еще, поскольку наш Советский Союз был другом угнетенных наций, в той главе не обошлось без слезливой истории про несчастного чернокожего: «..Афро-американец Эрни Нокс был по профессии строителем, а в свободное время занимался боксом. Как это часто случается в Америке, он стал безработным. И тут его «нашел» спортивный делец: «Надевай-ка, парень, перчатки- проведешь бой с Уэйном Бэти, и получай свои 200 долларов. А там, глядишь, снова работа подвернется. Хотя Нокс был намного слабее соперника, он согласился. Что же делать - нужны деньги. Кончилась эта история печально - после травм, полученных в бою, безработный Эрни Нокс умер…»
От прочитанного у маленького меня сжимается сердце и выступают слезы на глазах. Что может быть страшней и ужасней профессионального бокса и подлых промоутеров? Оказывается, есть кое-что пострашней. И на эту тему мы тоже имеем соответствующую иллюстрацию: две черных, словно вырезанных из трафарета, фигуры. Мощные, накачанные… Одна из них бьет другую «Биг бутом» в горло, и вторая падает, явно в нокауте, или, что еще хуже, мертвая. Ну почему люди могут быть так жестоки друг с другом?!!
На страницах есть ответ и на этот вопрос: «Запрещенные удары, слишком легкие перчатки, чтобы бить побольнее, 12 раундов, изматывающих даже крепких спортсменов, игра «в поддавки», когда сильный проигрывает за деньги слабому (львиная доля этих денег попадает в карманы дельцов от спорта) - все это делает профессиональный бокс бесчестным, грубым и кровавым зрелищем. Но и он - детская забава в сравнении с кетчем. Полное название этого бокса-борьбы «Кэтч эз кэтч кэн», что по-английски значит «Хватай, лови как можешь». Здесь дозволено все. Хочешь кусаться - кусайся, хочешь таскать противника за волосы - таскай, хочешь бить ногой в живот - бей. Ломай ему руки, выдавливай глаза, топчи, души… Звери ведь не церемонятся друг с другом - и ты не церемонься. Ты же кетчер, значит, ты двуногое животное».
Ганс Шмидт (Hans Schmidt) он же Guy Larose, мастер стиля «Сatch as catch can» и звезда про-рестлинга 50-60х годов, держит противника в болевом захвате
Меня откровенно ужаснула судьба бедного Эрни Нокса и прочих профессиональных спортсменов. И еще я не мог не заметить среди этих ужасов ТО САМОЕ страшное слово: «КЕТЧ».
Пересмотрев еще раз коллаж-иллюстрацию, я понял , кетч – он такой же, как его название. Короткий и жесткий, как смертельный удар ногой в гортань, которым один спортсмен на картинке убивает другого. Убивает для тупой публики, в жестоком мире, где человеческая жизнь ничего не стоит, и где звери-кетчеры лишают друг друга жизни на потеху садисту-зрителю…
Статья заканчивалась словами: «…Безумный, бездушный, бесчестный мир!.. Что он делает с людьми, называющими себя благородным именем спортсмена? В кого превращает?»
И сейчас, спустя годы, с искренним сожалением я могу написать: Бедный, несчастный Юрий Альфредович! В середине 80-х, когда Вам было уже за 60 лет, Вы сами могли лично лицезреть , как обрушилась та самая Великая Советская Империя. Кроме того, Вы стали свидетелем, как на осколках этой страны, дикое и голодное население пытается построить капитализм. И в этом, новом капитализме, в числе прочих пороков, нашлось место и ЕМУ - жестокому и ненавистному профессиональному спорту. И кетчу, конечно, тоже…
Продолжение следует
*Далее по тексту курсивом цитаты взяты из книги «От А до Я по стране спорта. Какая ты, Спортландия?» Автор: Георгий Юрмин. Название: От А до Я по стране спорта. Какая ты, Спортландия? Издательство: Физкультура и спорт. Год издания: 1969 Художники: В.Винокур, Ю.Копейко, Ник. Попов [15/01/12 10:55] - Makc the Butcher / версия для печати
Внимание! Чтобы добавить комментарий у Вас должно быть разрешено использование JavaScript. Если комментарий все равно не добавляется уберите (добавьте) из адресной строки www.