WrestlingHavoc.RU >> Статьи >> История борьбы в России
Путь через века. Фрагменты истории профессиональной борьбы в России. Считается, что каждый исторически сложившийся народ по-своему воспринимает, понимает, оценивает происходящие события, что и обусловливает национальный дух народа. У русского народа традиции складывались столетиями и передавались из поколения в поколение, как неотъемлемая часть культуры формирующей наши духовные ценности и мировоззрение. Когда мы говорим о разных видах спортивной борьбы как части русской культуры, необходимо знать то, с чего она начиналась, и какие люди ее развивали.
Что вообще такое борьба? Борьба – это самый древний вид силового поединка, известный человеку. Археологи нашли рисунки на берестяных грамотах, где изображены сцены развлечения и проявления силы и мужества, в которых выделяют фрагменты борьбы, чем-то напоминающей современную вольную. Борьба была существенным элементом всех русских народных праздников и гуляний. В русском фольклоре существует много пословиц и поговорок, былин и сказок о борьбе, в которых описывались поединки «добрых молодцев» и прославлялись их сила и отвага.
Первые достоверные сведения о борьбе можно почерпнуть из «Повести временных лет», где описывается борцовский поединок князя Мстислава Удалого с касожским предводителем Редедей (1022г). В этой великолепной борцовской схватке Мстислав одержал победу над своим соперником. Итогом стало бегство всего войска касогов с поля несостоявшейся брани.
Опираясь на сохранившееся источники, посвященные борьбе, можно с уверенностью говорить о наличии общей для русских системы борьбы, и в то же время своеобразных ее отличий от борьбы других народов. Общей для русских была борьба, в которой борцы обхватывали друг друга – одна рука за плечом, другая снизу, соединенные захватом. Проигрывал тот из борцов, кто первым разъединял руки, или касался земли любым третьим местом.
С приходом христианства многое стало меняться в жизни населения Руси. Как правило, приобщению к православию не всегда протекало в мирном русле. Православная церковь заняла крайне негативную позицию против борцовских традиций, видя в них отголоски язычества. Еще в 1274г. Митрополит Кирилл на церковном соборе во Владимире облегал народ, который участвует в «бесовских игрищах» имел в виду борцовские поединки. Но, не смотря на открывшиеся гонения со стороны церковников, борьба оставалась популярным народным спортивным состязанием. Схватки проходили в летнее время и в них участвовали в основном молодежь под присмотром стариков, носителей традиций русской национальной борьбы. Вот как описывал современник один из подобных поединков: « Парни становились друг перед другом, немного сгибались, потом обхватывали друг друга за плечи и пытались повалить. Иногда хватали за ноги, отрывали их от земли и кидали на спину, наваливались сверху».
В известном собрании старинных лубочных народных картинок А. Д. Ровинского есть изображения одиночных борцовских схваток. Так на одной с изображением схватившихся борцов в обхват присутствует надпись: «Удалы молодцы, добрые борцы, а кто кого поборет не в схватку , тому два яйца в смятку». Видимо данное действо выпадало на народные пасхальные гуляния. На другой картинке изображен русский крестьянин в подпоясанной поддевке, и в лаптях вступающий в борьбу со стрельцом в форменном казакине. Надписи, выполненные на этом лубке, передает смысл разговора борцов. Крестьянин: « Очень ты господин стрелец поступаешь и своим поступком меня устрашаешь. Ведой я и сам, что ты, хороший борец». Стрелец : «Слышишь ли, старик, за меня берися, да то лишь честно борися». Следует обратить внимание на немаловажную особенность, а именно на пояса которыми подпоясаны оба изображенных борца. Пояс – это часть традиционного русского народного костюма, который придавал одежде целостность. В старинной русской поговорке говорится: «Без пояса ходить грех, а подпоясанного человека и дьявол боится». Согласно русским народным представлениям, пояс обладал магическими свойствами : «охранял хозяина от болезней и несчастий». Часто пояс выступал и в роли символа воинской доблести, выступал своеобразным показателем социального разделения общества на знать и простолюдинов. Видимо отсюда и следует искать истоки того, что в последующем , для профессиональных борцов пояс становится непременным атрибутом чемпионского титула.
Со временем состязания борцов переходит на ярмарки, в бродячие балаганы и становятся такой разновидностью профессиональной деятельности наиболее одаренных борцов. Этим видом физических упражнений стала интересоваться и русская аристократия. В это время страстными любителями борьбы стали — граф Ростопчин, знаменитые братья Орловы. Орловых было пять братьев – молодцов, из которых двое : Григорий и Алексей выделялись по своей необычной силе, по удали и мужеству. По воспоминаниям очевидцев: «Граф Алексей Григорьевич в молодости обладал хорошей физической силой. Каждый вечер он со своими друзьями собирался во дворце, где они между собой боролись. Они следовали нескольким правилам : не делать подсечки и не наносить удары руками. У него были очень сильные руки, которыми он делал замечательные броски, и этим неоднократно пользовался».
С Середины XVIII и до середины XIX века борцовские поединки, особенно стали процветать, преимущественно во дворцах вельмож Москвы и Петербурга. Как видно из ранее изложенного, Орловы, а с ними вместе по их примеру многие из дворян принимали в борцовских поединках личное участие, не говоря уже о «купцах в лисьих шубах и крепостных мужиках». Духовенство, однако, продолжало настойчивое наступление на борьбу. Считало это деяние богомерзким и карало участников по церковным законам, очень жестоко и беспощадно, идя порой вразрез с установлениями гражданскими…
Для примера хотелось бы вспомнить о Франции того же периода, уже освободившейся в ходе Великой революции от Клерикального влияния церкви на жизнь простолюдинов. Увлечения тамошними жителями борьбой, привело к неслыханной популярности этого спортивного поединка в Европе и получившего название «французская борьба». А в России с амвонов церквей по прежнему звучало: « Да изгнаны будут от сынов божьих церквей… в случайно убитые в этих боях будут прокляты сей век и будущий». Между тем светская власть не поощряла, но и не преследовало борцовские поединки, и однозначного воспрещения их не встречается в законах и указах.
Дальнейшему своему развитию борьба обязана распространению в России передвижных цирков, так как поединки силачей входили в обязательную программу. Самое первое сохранившееся объявление о борцовской схватке дотировано 1837г. «В Санкт-Петербурге в зале Коссиковского у Полицейского моста состоится борьба силача И. Дюпюи с москвичом Марком Ивановым». Организацией поединков по борьбе стали заниматься антрепренеры. Борцы для каждой схватки подбирались так, чтобы вызвать неподдельный интерес у публики. Такие профессионалы – борцы фактически являлись составной частью всего театрализованного действия, вызывающего бурю восторга у российской публики.
На протяжении 1870 -1905гг. в известных цирка Вильгельма Сурра, братьев Рихтеров, Чинизелли проводились борцовые схватки среди профессионалов. В народе гремела слава такого борца как Павел Ступин. Его описывали очевидцы как русского народного богатыря выступавшего в красной рубахе и шароварах, который мог вступать в поединок не только с человеком, но и с медведем. При весе в 145кг. Он имел красивое пропорциональное телосложение. Популярны среди зрителей были братья Иван и Василий Злобины. Афиша того времени представляла их как «железные люди – братья Злобины, готовые бороться с кем угодно, хоть с чертом». Известный русский писатель А. Куприн писал: «Профессиональную борьбу я превосходно знаю. Ведь все в ней парод. Пародируются мускулы, позы, все вплоть до победы… Все, что вы видите на представлениях, заранее подготовлено, срепетированно, заранее условлено, кто под кого ляжет».
Повсеместно в России проводились борцовские схватки, отдельные борцовские матчи и небольшие чемпионатики, победители в которых впоследствии приобрели всемирную известность: И. Поддубный, И. Заикин, И. Шемекин и многие другие.
В 1904г. В цирке Чинизелли был проведен первый в России международный чемпионат профессиональной борьбы. В финале чемпионата И. Поддубный уложил на лопатки двукратного чемпиона П. Попса, тем самым завершив монополию французов в профессиональной борьбе. А в следующем 1905г. Поддубный снова подтвердит свой чемпионский титул. А у себя на родине люди его будут приветствовать не просто как чемпиона, а как национального героя. Выемка в широком подбородке, нафибриолиненные усы, величественная осанка, выдающийся рост в 185 см таким запомнили его многочисленные российские поклонники. По наблюдению одного из атлетов тренировавшегося вместе с Поддубным: «Чемпион чемпионов, Поддубный способен был развивать в нужные минуты энергию, подобную взрыву, и не терпеть «куража» в самые тяжелые и опасные минуты борьбы». Всего же Поддубный шесть раз получал звание чемпиона мира.
После Октябрьской революции свершившейся в России, при поддержке новой власти борцы создают Всероссийский союз борцов – атлетов – профессионалов, имеющий даже свой печатный орган журнал «Борец – атлет». Однако он вынужден вскоре был прекратить свою деятельность, так как страну захлестнула братоубийственное гражданское войско. И только к 1926 г., когда в СССР смогли справиться с разрухой, голодом и другими отголосками, тянувшимися из царского прошлого, профессиональные борцы снова стали выступать перед зрителями небольшими коллективами. Вспоминая традиции русских борцов руководство Главного управления цирков приняло решение вновь открыть чемпионаты французской борьбы. Один из известных борцов начало 30-х гг. В. Ярков вспоминал: «Цирк пустовал, народ не ходил. И сразу, как начали выступать борцы , пошли большие сборы и все стало на свое место». Развитие французской борьбы в СССР приняло поистине грандиозный размах. Борцы цирка в разных городах организовывали спортивные секции, ребятишки подражали своим кумирам, беря в прозвища их имена, а взрослые болельщики подолгу обсуждали спортивные номера любимых атлетов. В конце 30-х гг. на арене цирка выступали Ф. Кожемяка, М. Боров, В. Бровских, И. Куксенко блистал своей красотой, силой и здоровьем.
С началом Великой Отечественной войны почти все борцы ушли на фронт, где с честью защищали свое Отечество. Те, кто остался в тылу, укрепляли дух своего народа, продолжая выступать в воинских частях, госпиталях, перечисляя свою выручку в Фонд обороны. Некоторые из борцов передавали личные сбережения на постройку самолетов, танков затем торжественно вручая их Красной Армии.
После Победы многих борцов не досчитались на цирковых аренах. Большинство коллективов было расформировано, немногочисленные оставшиеся борцы постепенно утрачивали форму и дисквалифицировались. Поэтому для популяризации борьбы профессионалам разрешили выступать в любительских соревнованиях, таких как первенство ВЦСПС. В эти послевоенные годы восходит звезда В. Ярков в профессиональной борьбе. С 1948 по 1958 гг. из 50 чемпионатов проведенных в разных городах СССР, он 46 становится победителем. Газета «Советский спорт» за 1949г. так восхищалась его стремительными победами: « Василий Ярков за 10 минут положил пятерых борцов». Для публики он стал подлинным кумиром. Она взрывалась овациями, когда на арену выходил двухметровый гигант, который перед борцовской схваткой проделывал силовые номера: ломал подковы, связывал узлом полосы железа. Из газеты «Советский спорт» за 1957г. «Присвоено звание мастера спорта по борьбе классической В. Г. Яркову». В те годы звание мастера спорта было очень редким и почетным. Среди профессионалов – борцов были удостоены только трое: Поддубный, Буль, Ян Цыган. В. Ярков стал четвертым.
Нельзя сказать, что в последующие 70 – 80-е гг. запросы любителей цирковой борьбы в нашей стране не учитывались. В журналах и газетах спортивной тематики изредка, но печатались события из жизни борцов – профессионалов. Правда, то что было популярно за границей, а именно в это время «поднимал голову» в Америке реслинг, в СССР принималось в штыки, как идеологическая диверсия. Но настоящего «железного человека» конечно не было. Советские цирки выезжали на зарубежные гастроли, к нам в страну приезжали борцы из других государств.
В начале 90-х гг. в новой России вспыхнул второй бум цирковой борьбы… но уже реслинга – как западного варианта. Свою роль сыграло и видео, кассеты с записью выступлений рестлеров шли нарасхват. Часть сегодняшней молодежи с борцовской жилкой в характере не остается равнодушной к реслингу: создаются школы подготовки, проводятся чемпионаты, организуются фан-клубы. Так один из направлений физической культуры, реслинг – может стать средством оздоровления русской нации.
Автор: Алексей Угрюмов. (Лига Профессионального Рестлинга) http://liga-wrestling.ru/
[28/11/13 23:28] - Makc the Butcher / версия для печати
|